Принцип фигура фон гештальт психологии: характеристика и особенности


В гештальт-психологии существует ключевой принцип, описывающий восприятие и организацию информации – принцип фигура-фон. Согласно этому принципу, мы воспринимаем объекты в контексте их окружения, выделяя их как отдельные “фигуры” на фоне. Фигура – это объект, который привлекает наше внимание, а фон – это контекст, относительно которого мы организуем восприятие.

Основная идея принципа фигура-фон заключается в том, что мы способны воспринимать не только отдельные элементы, но и их отношения друг к другу в целом. Наш мозг стремится упорядочить информацию, выделяя наиболее значимые элементы и их связи. Это облегчает нам ориентацию в окружающем мире и помогает быстро распознавать объекты и ситуации.

Принцип фигура-фон проявляется в различных аспектах нашей жизни, включая визуальное восприятие и понимание речи. Например, при чтении мы воспринимаем отдельные слова на страничке как “фигуры”, выделяя их от остального текста – “фона”. Аналогично, при визуальном восприятии изображений, мы выделяем основные объекты или фигуры и воспринимаем их на фоне окружения или фона. Этот принцип также широко применяется в дизайне, графике и рекламе с целью создания выразительных и запоминающихся образов.

Принцип фигура-фон в гештальт-психологии

Принцип фигура-фон играет важную роль в визуальном восприятии, позволяя нам сориентироваться и распознать объекты в окружающей среде. Разделение на фигуру и фон осуществляется на основе таких характеристик, как контрастность, размер, яркость и форма объектов.

Примером принципа фигура-фон может служить восприятие изображения лица на темном фоне. Само лицо является фигурой, а темный фон — фоном. Благодаря этому принципу мы можем быстро и легко распознать лицо и сосредоточить на нем свое внимание. Также этот принцип используется в дизайне интерфейсов и рекламы для привлечения внимания к ключевым элементам и отделения их от остальных элементов на странице.

Фигура

Фон

Лицо на темном фоне

Темный фон вокруг лица

Основные характеристики принципа фигура-фон

Основные характеристики принципа фигура-фон следующие:

1.Фигура и фон являются взаимодополняющими элементами. Если мы видим объект как фигуру, то окружение автоматически воспринимается как фон.
2.Фигура и фон отличаются по визуальным свойствам, таким как цвет, контраст, форма и размер. Фигура обычно имеет более выраженные свойства, а фон — менее выраженные.
3.Фигура и фон могут меняться и переходить друг в друга в зависимости от восприятия. Например, при изменении контраста или цветовой гаммы, объект может стать фоном для других объектов.
4.Фигура и фон образуют два отдельных визуальных слоя в нашем восприятии, но они тесно связаны и взаимодействуют друг с другом.
5.Принцип фигура-фон помогает нашему мозгу упорядочивать информацию и разделять объекты от их окружения. Это помогает нам лучше понимать и интерпретировать визуальные сигналы.

Примеры принципа фигура-фон можно найти в повседневной жизни, например, в музыкальных нотах, где фигуры представляют собой сами ноты, а фон — пространство между ними. Также этот принцип широко используется в дизайне, особенно при создании логотипов и рекламных материалов.

Самостоятельность фигуры и фона в восприятии

Самостоятельность фигуры и фона заключается в том, что мы воспринимаем объекты (фигуры) и их окружение (фон) как отдельные элементы. При этом фигура и фон взаимосвязаны и влияют друг на друга в процессе визуального восприятия.

Примером самостоятельности фигуры и фона может служить знаменитый оптический иллюзорный рисунок «Ваза Рубина», созданный американским психологом Эдгаром Рубином. На рисунке можно воспринять либо две контурирующие фигуры, либо два симметричных профиля. В зависимости от того, что мы воспринимаем как фигуру, фон становится второстепенным и наоборот.

Еще одним примером является известный оптический иллюзионистический рисунок «Лицо и чашка» («Зебра»), автором которого является британский психолог Джозеф Ястров. На рисунке можно увидеть либо лицо, либо чашку, в зависимости от того, какую часть рисунка мы воспринимаем как фигуру, а какую — как фон.

Различение между фигурой и фоном является важным аспектом визуального восприятия, так как их относительное расположение и взаимодействие могут влиять на наше восприятие и интерпретацию окружающего мира.

Примеры применения принципа фигура-фон

Принцип фигура-фон в гештальт-психологии играет важную роль в создании визуальных образов и восприятии окружающего мира. Ниже представлены несколько примеров, демонстрирующих применение этого принципа.

Пример 1: Орел и змея

На изображении показан орел, который взлетает среди деревьев, а за ним виднеется змея, скользящая по земле. При первом взгляде на картину, орел выделяется как фигура, на переднем плане, а змея — как фон. Основной акцент обращается на орла, так как его форма и движение привлекают внимание.

Пример 2: Черная кошка на белом фоне

Это иллюстрация, на которой изображена черная кошка на белом фоне. Черная кошка выступает как фигура, где ее силуэт хорошо просматривается на фоне яркого белого цвета. Принцип фигура-фон в данном случае позволяет нам сфокусироваться на кошке и отделить ее от окружающего пространства.

Пример 3: Лица и маски

На изображении видны два лица — одно с яркой маской, а другое без нее. Яркая маска привлекает внимание и выделяется как фигура, занимая передний план. В то же время, лицо без маски становится фоном, на который акцентируется наше внимание. Этот пример демонстрирует, как фигура-фонный принцип может создать иллюзию множественного смысла и вызвать интерес у зрителя.

Пример 4: Текст на фоне

В данном примере представлен текст, который написан белым цветом на черном фоне. Фигурой в этом случае выступает текст, который находится на переднем плане, и его содержимое привлекает внимание. Черный фон, в свою очередь, служит фоном, который выделяет текст и делает его более читабельным.

Эти примеры наглядно иллюстрируют важность принципа фигура-фон в визуальном восприятии и демонстрируют его применение в различных ситуациях.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться